Воскресенье, 22.12.2024, 08:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Кондратович Е.М.

Меню сайта
Категории каталога
Курс информатики в начальной школе [16]
Цели, задачи, содержание курса информатики в начальной школе
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Курс информатики в начальной школе

Курс информатики в начальной школе. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения и краткие характеристики УМК
VIII. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения и краткие характеристики УМК
 При компьютерной поддержке обучения информатике учителю необходимо очень серьезно продумать тот перечень электронных средств учебного назначения, который соответствовал бы возрастным особенностям учащихся младших классов и содержанию предмета информатика в начальной школе.

МО РФ рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса:
· Компьютерные азбуки и буквари для ознакомления и работы с текстом.
· Клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы.
· Компьютерные лабиринты для управления объектом.
· Компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды.
· Компьютерные раскраски и геометрические конструкторы.
· Компьютерные синтезаторы звука.
· Логические игры на компьютере.
· Компьютерные энциклопедии, путешествия.
· Игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках.
· Компьютерные среды управления исполнителем.
· Компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением.
· Компьютерные топологические схемы (карты).
· Компьютерные мозаики.

Современный рынок программного обеспечения предлагает огромный набор компьютерных программ для младшего школьного возраста. Учителю сложно выбрать те из них, которые соответствуют линиям основной школы и реализуются на пропедевтическом уровне. Использование этих программ в учебной и внеурочной деятельности должно выглядеть очень естественным с точки зрения ребенка и являться одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

При обучении информатике возможно использовать электронную поддержку курса:

1. «Путешествию в информатику». Издательство «Баласс», 2003г.

2. «КИД – Малыш». Издательство «Баласс», 2003 г.

3. «Роботландия». С системой заказов продукции «Роботландия» можно ознакомиться на сайте по адресу http://come.to/robotland

В ПМК "Роботландия" существуют три содержательные линии - информационная, компьютерная и алгоритмическая. Цель информационной линии - на наглядных примерах из окружающей действительности дать детям общее представление об информации и информационных процессах.

Материал этой линии в основном теоретический, компьютерную поддержку имеет тема "Обработка информации" в виде программы "Буквоед".
Линия "Компьютер" имеет два уровня. На первом дети осваивают приемы общего взаимодействия с компьютером (основные клавиши, мышь, меню, исправление ошибок). Программы - тренажер "Компьютер", "Курсор", "Как тебя зовут", "Правилка", На втором уровне происходит знакомство с текстовым редактором "Микрон", графическим редактором "Раскрашка", музыкальным редактором "Шарманщик".
Алгоритмическая линия представлена исполнителями - "Ханойская башня", "Переливашка", "Перевозчик", "Машинист", "Стэковый калькулятор", "Плюсик", "Шахматные кони","Кукарача". Главной особенностью алгоритмической линии "Роботдандии" является развитие двух связанных между собой умений: придумывать алгоритм и записывать его для исполнителя. Проблема перевода алгоритма на язык исполнителя раскрывается на уровне линейных алгоритмов (т.е. до знакомства с нелинейными структурами), в этом "Роботландия" отличается от курса Горячева и ПМК "Алгоритмика".
Учащиеся осваивают основную технику перевода - запись алгоритма командами из СКИ исполнителя, пользуясь наличием протокола откатки, накатки и т.д.

Итогом алгоритмической линии является работа детей с программируемым исполнителем "Кукарача", который двигает буквы по клетчатой доске и в языке которого реализован вполне достойный набор алгоритмических структур - процедуры, цикл N раз и "ПОКА", ветвление, рекурсия.
ПМК "Роботландия" охватывает широкий круг вопросов, излагает их на доступном для учащихся уровне и закладывает грамотную основу для дальнейшего изучения информатики.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Для начальной школы рекомендуется использовать учебники-тетради и рабочие тетради по информатике:

• по курсу информатики автора, А.В. Горячева-учебники-тетради № 1-4. Во II классе используется учебник-тетрадь № 2. Учебник-тетрадь № 1 может использоваться по желанию учителя в 1 классе на дополнительных занятиях;

• по курсу информатики автора А.Л. Семенова - новый комплект рабочих тетрадей для II, III и IV класса.

Учителю трудно сориентироваться в существующем многообразии подходов к пропедевтической подготовке по информатике и информационным технологиям и выбрать что-то одно, особенно если речь идет о самой обычной массовой общеобразовательной школе. В настоящее время существует большое число научных исследований, множество целостных курсов, программно-методических комплексов, отдельных учебно-методических разработок, посвященных преподаванию информатики и применению новых информационных технологий в младших классах общеобразовательной школы. Анализ наиболее значимых из них позволяет выявить следующие тенденции:

во-первых, на смену интегративным курсам, подобным "Роботландии" сегодня приходят курсы, дифференцирующие в своем содержании теоретические и прикладные аспекты;

во-вторых, возрастает роль безмашинных курсов информатики, в которых делается упор на достаточно глубокое изучение отдельных теоретических вопросов, при этом существует опасность, что тщательно проработанный учащимися материал не будет востребован в процессе дальнейшего обучения (особенно в массовой школе);

в-третьих, практически все курсы ориентированы на использование в учебном процессе рабочих тетрадей на печатной основе, что жестко регламентирует деятельность учителя, сковывает его инициативу.

Один раз в четверть необходимо проводить с учащимися беседу (инструктаж) по правилам поведения в компьютерном классе.

Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе.


1. Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.
2. Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.
3. Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
4. Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом.

Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике.


1. В целях экономии времени материалы, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом по информатизации обучения школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.
2. Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.
3. Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.
4. Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств, и разъемы были обращены к стене помещения.
5. Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
6. Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания.
7. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается.
8. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.

Занятия информатикой с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3 или 4-м).

При использовании школьного кабинета информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет информатики.
Компьютерный школьный кабинет обычно оборудуется по такой схеме: одно рабочее место учителя и 10-12 ученических рабочих мест, а также может использоваться 1 сервер для поддержки локальной школьной сети. Дополнительное оборудование: один принтер, выход в Интернет, локальная сеть, сканер, медиа-проектор.



Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_3.htm
Категория: Курс информатики в начальной школе | Добавил: kem367 (24.02.2009)
Просмотров: 6323 | Комментарии: 26 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: