В ней целесообразно установить один компьютер с возможностью подключения к нему переносного мультимедийного проектора или телевизора.
Желательно оборудовать компьютерное рабочее место принтером, графическим планшетом, звуковыми колонками.
Использование на занятиях цифрового фотоаппарата, видеокамеры позволит расширить возможности использования наглядности в обучении: создание компьютерных видео-коллекций детских работ, фрагментов занятий, школьной жизни, позволит создавать коллекции по ознакомлению окружающему миру.
В данной модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Опросы показывают, что в последнее время происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие с все большим уровнем наглядности в повседневной жизни. Падение уровня использования наглядности в школах снижается, прежде всего, по причине морального и физического устаревания пособий, имеющихся в школах на данный момент и отсутствия их производства. Компьютер с проектором может полностью решить проблему реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем интерактивной наглядности.
Важно и то, что в данной модели компьютерную презентацию в своем выступлении может использовать и ученик, что в значительной мере способствует формированию коммуникативной компетентности.
В данной модели востребованными являются, прежде всего, коллекции информационных источников и модули построения демонстраций. Наибольшую ценность представляют интерактивные модели, и среды для моделирования.
В нем можно организовать проектное обучение информатике и занятия по обучению различным предметам с компьютерной поддержкой, если снабдить читальный зал 3-5 компьютерами, в том числе объединенными в локальную сеть школы.
Наличие телевизора с видеомагнитофоном, возможность подключения к телевизору компьютера или подключения к компьютеру мультимедийного проектора позволит организовать лектории, обсуждение коллективных проектов учащихся, их индивидуальных сообщений. При этом необходимо предусмотреть в помещении наличие рабочих столов, позволяющих учащимся, не занятым в данный момент работой за компьютером, выполнять бескомпьютерную часть задания, проводить групповое обсуждение учебных проблем с учителем.
В читальном зале целесообразно предусмотреть размещение школьной медиатеки, видеоматериалов, в том числе созданных педагогическим коллективом школы.
Читальный зал библиотеки при таком оснащении становится и методическим кабинетом для учителей, что позволяет организовать регулярные консультации по вопросам использования ИКТ в обучении, применения медиатеки и видеотеки школы в учебном процессе.
Желательно снабдить компьютеры, размещенные в читальном зале школьной библиотеки, выходом в Интернет для ознакомления с простейшими формами телекоммуникационной деятельности - электронной почтой. В рамках проектных работ на уроке, возможно, организовать переписку учащихся между городами, выход на образовательные и познавательные сайты.
Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для отработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе.
В данной модели востребованными являются, прежде всего, тестовые системы, инструменты учебной деятельности, коллекции информационных источников. Наибольшую ценность в данной модели представляют среды для моделирования и проектирования, возможно реализовать индивидуальную или групповую самостоятельную деятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования.
В данной модели востребованными являются все виды цифровых учебных ресурсов.
Урок в актовом зале
При наличии актового зала в школе или видеозала целесообразно оборудовать его как компьютерный лекторий (компьютер, звуковая система, переносной или стационарно установленный мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон) для проведения учебных занятий: видео и компьютерных путешествий, зрелищных мероприятий и занятий воспитательного характера.
Урок в компьютерном классе
Для проведения уроков информатики и занятий по другим предметам в компьютерном кабинете, возможно, привлекать дополнительное оборудование:
мультимедийный проектор;
цветной струйный принтер;
сканер;
колонки компьютерные;
графический планшет для рисования;
цифровой фотоаппарат или видеокамера;
музыкальная клавиатура с возможностью компьютерного ввода и преобразования мелодий.
Желательно иметь инструменты для создания и редактирования текстов:
магнитные карточки, доски и другие системы набора;
штампы, трафареты;
ручки, фломастеры;
текстовые компьютерные редакторы с программой проверки правописания;
клавиатурные тренажеры.
Основное достоинство такой организационной модели заключается в том, что именно в ней можно использовать интерактивные возможности компьютера без разрушения существующей классно-урочной модели. Опыт показывает, что при наличии предварительной подготовки учащихся и правильно настроенного программного обеспечения учитель может успешно вести урок и в классе с 25-30 учениками и таким же количеством компьютеров. Возможна и схема работы, когда 1 компьютер приходится на 2-х учеников. Проведению таких уроков на данный момент мешают, прежде всего, санитарные нормы и правила.
В данной модели востребованными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (редакторы), среды для моделирования и проектирования, наборы тестов, коллекции информационных источников.
Один из наиболее распространенных способов, хотя и не самый оптимальный, заключается в следующем: сначала учитель объясняет материал, используя различные наглядные средства (доску, экран учительского компьютера), затем дает учащимся задания (степень их индивидуализации зависит от конкретных условий), далее учащиеся работают каждый в своем темпе.
Другой способ, тоже очень распространенный, требует от учителя большой мобилизации. Урок ведется в достаточно жестком темпе, ученики делают всё только по указанию учителя. Естественно, что такой режим представляется трудным для слабых учеников (они постоянно боятся отстать) и малоинтересен для сильных ребят (они откровенно скучают). Сам учитель тоже тратит много сил на поддержание постоянного высокого внимания учеников, такие уроки приносят удовлетворение при очень хорошей организации и высокой дисциплине класса.
Существует третий способ, когда учитель готовит для учеников индивидуальные задания, на листах которых имеются элементы объяснения, упражнения, свободные места (графы, строки) для записи результатов самостоятельной работы, контрольные вопросы и задания. Моменты фронтальной работы на таких уроках сводятся к минимуму: фронтальной может быть дискуссия, завершающая работу над темой или открывающая изучение новой. Такая организация деятельности, при всей ее привлекательности, также имеет недостатки. Один из них состоит в том, что подобная методика плохо формирует классный коллектив, учащиеся не приобретают навыков совместной работы. Другой недостаток связан с тем, что эффективной такая организация урока будет только в том случае, если все учащиеся легко воспринимают инструкции с печатного листа. А это специальная учебная работа, достаточно продолжительная.