III. Обязательный минимум содержания
Образовательный стандарт устанавливает уровень предъявления материала учащимся, обеспечивающий реализацию задач обучения в максимальном объеме.
1. Первый этап – пропедевтический
Цели и задачи пропедевтического этапа реализуются через организацию учебно-познавательной деятельности школьников по следующим содержательным линиям:
“Основы информационно-логической культуры мышления”. Отражает цели раз-вития психологических свойств и качеств личности ребенка, формирует наиболее зна-чимые свойств мышления: самостоятельности, гибкости, устойчивости, способность к абстрагированию, обобщению, классификации и систематизации. Эта содержательная линия как самостоятельная выделяется только на пропедевтическом этапе.
“Информация и информационные процессы”. Формирует представление об ин-формации как отражении объективной действительности, об информационной картине мира, об информационных процессах.
“Алгоритмизация и программирование”. Формирует начала операционного мыш-ления, представление о назначении, разработке и использовании алгоритмов.
“Информационные технологии”. Направлена на получение первичных навыков пользователя, формирует представление о компьютере как средстве обработки, хране-ния и передачи информации.
1.1. Содержательная линия “Основы информационно-логической куль-туры мышления”
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:
получить представление
об истинных и ложных суждениях; о простейших схемах логических рассуждений; о множествах и операциях над ними (объединение, пересечение, вложенность); о логических операциях “И”, “ИЛИ”, “НЕ” и их связях с операциями над множествами; о логических задачах на простейшие умозаключения с опорой на предметную область; о логических задачах различных типов (лабиринтных, комбинаторных, на использование выигрышной стратегии); о графах, используемых при решении логических задач; о систематизации и классификации; о модельном представлении сложных объектов в виде комбинации простых элементов;
познакомиться
с понятиями “суждение” и “умозаключение”; с понятиями “истина” и “ложь”; с назначением логических связок “И”, “ИЛИ”, “НЕ”; с понятиями “множество”, “элемент множества”; с правилами логического вывода умозаключений; с понятиями “граф”, “вершина графа”, “ребро графа”;
научиться использовать
элементы формальной логики при решении логических задач и построении про-стейших умозаключений; графы при решении логических задач;
самостоятельно осуществлять
решение логических задач на простейшие умозаключения с опорой на предметную область; решение лабиринтных и комбинаторных задач, а также задач на поиск выигрышной стратегии; решение задач на определение соотношений между множествами (пересечение, объединение, включение, независимость); классификацию объектов по их признакам, действиям, назначению; описание сложных объектов по их составным частям.
Содержание учебного материала
Элементы формальной логики. Понятия. Суждения. Умозаключения. Истина и ложь. Логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ”.
Целое и часть. Множество, элемент множества, конечное, бесконечное, пустое множество. Подмножество. Задачи на определение отношений между множествами с использованием графического представления этих отношений.
Задачи на простейшие умозаключения с опорой на предметную область. Комби-наторные задачи, лабиринтные задачи. Решение задач с использованием графов, по-строение графов с ориентированными ребрами, определение путей в графах.
Классификация объектов по различным признакам. Выбор признаков классифи-кации. Задания на развитие внимания, памяти, наблюдательности, способностей к ана-лизу, синтезу, обобщениям, абстрагированию.
1.2. Содержательная линия “Информация и информационные процес-сы”
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:
получить представление
об информации как отражении объективной действительности; о различных способах представления информации; об информационных процессах получения, хранения, обработки и передачи информации; о компьютере как универсальном средстве работы с информацией; о значении и областях применения компьютера;
познакомиться
с понятиями «информация» и «информационный процесс»; с конфигурацией компьютера и назначением его основных частей;
научиться использовать
клавиатуру и манипулятор мышь при управлении работой компьютера;
самостоятельно осуществлять
анализ отдельных явлений окружающего мира с информационной точки зрения.
Содержание учебного материала
Понятие информации. Информация в нашей жизни. Многообразие форм инфор-мации (рисунки, тексты, звуки, запахи и др.) и способов ее обработки.
Осознание человека в окружающем мире через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые ощущения). Сигналы и их воздействия на органы чувств. Хранение информации человеком. Анализ информации. Способы передачи информации человеком. Общение как информационный процесс.
Понятие о кодировании информации. Способы кодирования: знаки, буквы, гра-фические обозначения.
Компьютер как универсальное средство работы с информацией. Назначение и взаимосвязь его частей. Программный принцип управления компьютером.
1.3. Содержательная линия “Алгоритмизация и программирование”
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:
получить представление
об исполнителе и системе команд исполнителя; об алгоритме и его свойствах; о способах записи алгоритмов (словесный, язык блок-схем, алгоритмический язык); об основных типах алгоритмов (линейных, разветвляющихся, циклических); о вспомогательных алгоритмах; об информационных моделях;
познакомиться
с понятиями “алгоритм”, “ветвление”, “цикл”; с принципом формального исполнения; с примерами формальных исполнителей; с понятием “информационная модель”;
научиться использовать
системы команд исполнителя для описаний алгоритмов; различные способы записи алгоритмов (словесный, язык блок-схем, алгоритмический язык);
самостоятельно осуществлять
разбиение процесса решения учебных задач на отдельные шаги; запись алгоритмов с использованием ветвлений и циклов; описание информационной модели знаковыми и графическими средствами.
Содержание учебного материала
Формальные исполнители: среда, система команд, отказы. Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов и исполнителей. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (словесный – устный и письменный, с помощью рисунков, в виде блок-схем, на алгоритмическом языке). Разветвляющиеся алгоритмы.
Циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Этапы решения задач с помощью компьютера.
Информационные модели объектов и явлений. Моделирование исполнителей (в игровой форме). Определение алгоритма работы исполнителя по входным или выход-ным данным (метод “черного ящика”).
1.4. Содержательная линия “Информационные технологии”
Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:
получить представление
о назначении компьютера, его составных частях, периферийных устройствах и их функциях; о программном принципе работы компьютера; о разнообразии компьютерных программ, о порядке их запуска; об использовании компьютера для удовлетворения информационных потребностей; о способах защиты информации;
познакомиться
с основными этапами развития компьютерной техники и историей развития средств передачи, обработки и хранения информации; с назначением и основными командами текстового и графического редактора; с понятием “компьютерная сеть”; с возможностями электронной почты; со средствами поиска информации в сети Интернет;
научиться использовать
простейшие приемы работы в текстовом редакторе по вводу и редактированию текста; простейшие приемы работы в графическом редакторе по созданию и редактированию изображений; основные элементы графического пользовательского интерфейса; справочные системы компьютерных программ;
самостоятельно осуществлять
ввод и редактирование текста и графики; работу с различного рода программами: тестирующими, обучающими, разви-вающими, тренажерами т.п. обмен электронными письмами; поиск информации в сети Интернет; виртуальные путешествия с посещением музеев, выставок, библиотек; деятельность в детских проектах в сети Интернет.
Содержание учебного материала
Техника безопасности, гигиенические правила работы с компьютером. Правила поведения в кабинете информатики.
Компьютер. Базовые операции по управлению компьютером. Структура файло-вой системы: устройства, папки, файлы. Компьютерные программы. Пользовательский интерфейс программ.
Простейшие текстовые и графические редакторы, тренажеры. Компьютерные программы, используемые при изучении других школьных дисциплин, для развития ло-гического и системного мышления, познавательных и творческих способностей школьников.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет как средство общения. Электронная почта. Средства поиска информации в сети Интернет. Детские сайты, виртуальные музеи, выставочные залы, библиотеки, сетевые проекты.
Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_4.htm |