II. Цели и задачи обучения информатики в начальной школе
В документе, разработанном в Министерстве образования РФ в 2002 г. «проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям» определены направления и содержание курса «Информатика и информационные технологии» в общеобразовательной школе. Этим документом определяется обязательный минимум содержания основных образовательных программ по трём уровням.
Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; - формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры; - развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.).
Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.:
Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку).
Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов.
Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню).
Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа "ветвление", "выбор", "цикл"), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных).
Авторские разработки: ПМК Первин Ю.А. "Роботландия", Горячев "Информатика в играх и задачах", "Информатика шаг за шагом", ПМК "Алгоритмика" отвечают поставленным целям.
Задачи обучения информатике в начальной школе:
- познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач; - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях; - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.
Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.
Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_3.htm |