Четверг, 16.05.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Кондратович Е.М.

Меню сайта
Категории каталога
Курс информатики в начальной школе [16]
Цели, задачи, содержание курса информатики в начальной школе
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Курс информатики в начальной школе

Курс информатики в начальной школе.Кто должен и может вести урок и информатики в начальной школе
Матвеева Н.В. Автор учебно-методический комплекта Матвеевой Н.В., Челак Е.Н, Конопатовой Н.К. «Информатика» для начальной школы
V. Кто должен и может вести урок и информатики в начальной школе

Существует два мнения по этому поводу. Первое - обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе – уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.

Первый подход.

Учитель начальных классов может провести любой урок в своем классе, если он владеет содержанием и методикой обучения. Специально проведенные исследования убедительно доказывают, что это действительно возможно при соблюдении некоторых условий.

Первое важное условие – учитель должен этого сам хотеть, так как даже переход на новый букварь, учебник по русскому языку или математике вызывает для учителя начальных классов естественное дополнительное напряжение моральных, интеллектуальных и физических сил. Это при том, что если подходы и изменяются, то не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве.

Введение информатики в столь жестком режиме, как один час в неделю, требует от учителя совершенной организации урока в высоком темпе и безукоризненном владении методиками введения понятий информатики. Что может дать учитель за 35-40 минут в неделю, если он сам не вполне понимает особенностей содержания предмета? При этом на проведение теоретической части урока отводится 15 минут, и на проведение практической части урока – 15 минут. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий целей не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта.

Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими школьниками и использовать компьютер в качестве электронной доски.

Второе важное условие: у учителя начальных классов первые три-пять лет должен быть постоянно действующий консультант – учитель информатики или завуч школы, владеющий информационными технологиями. Он может присутствовать на уроках постоянно или эпизодически по запросу учителя начальных классов при прохождении определенных тем, но их отношения должны быть тарифицированы. Учитель информатики или завуч должны нести ответственность за обучение информатики в начальной школе на уровне обучающего учителя начальных классов. То есть ответственность должна быть официально закреплена за тем и за другим.

Третье важное условие: учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий, и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.

Второй подход.

Учитель информатики проводит уроки в начальной школе. Учитель информатики может проводить уроки в любом классе базовой или старшей школы, так как он владеет содержанием предмета. Однако обучение в начальной школе ему можно доверить при соблюдении тоже трех условий.
Первое важное условие – учитель должен сам этого захотеть и письменно выразить соответствующее желание.

Учитель информатики владеет содержанием предмета, но обучение в начальной школе требует специальных знаний психологических особенностей младших школьников.

Если учитель информатики выражает желание преподавать информатику во втором, третьем и четвертом классах, это значит он берет на себя обязательство освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе.

Понятно, что учителю информатики поможет учебно-методический комплект, однако прежде чем воспользоваться комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе.

Второе важное условие – у учителя информатики первые два-три года должен быть консультант – учитель начальных классов или завуч школы, владеющий содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы.

Учитель начальных классов и (или) завуч должны нести такую же ответственность за урок и знания учащихся, как и учитель информатики. То есть ответственность должна быть официально закреплена за одним и другим учителем или завучем.

Третье важное условие: учитель информатики должен пройти курсы повышения квалификации в области возрастной психологии методики обучения в начальной школе и тем самым получить право преподавать информатику в начальных классах.

 

Особенности проведения уроков для учителя начальной школы

В соответствии с психологическими особенностями младшего школьника, именно в этом возрасте формируется целостная системно-информационная картина мира ребенка и шкала ценностей, то есть его представление об иерархии понятий и действий. В начальной школе дети, как правило, не задают вопросы о законах природы. Их вполне устраивает сам факт, что есть компьютер, а как он работает, какие принципы заложены в основу его построения, детей не интересует. Со временем просыпается любопытство – а как это работает? Усвоив этот факт, дети, а дальнейшем произвольно или непроизвольно постепенно находят ответы на эти и другие вопросы.

Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса информатики (см. методические рекомендации к плакатам).

Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваивают информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о его возможностях. В базовом курсе остается лишь развивать и обобщать полученные в начальной школе знания, но уже на более высоком теоретическом уровне, как это делается на уроках химии и физики, пропедевтика которых реализуется в рамках природоведения и предметной области «Окружающий мир».

Пропедевтика (предварительно обучаю) – это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений.

Благодаря пропедевтическому курсу закладывается прочная основа, позволяющая не тратить в базовой школе время на объяснение прописных истин, а использовать на уроках знания, полученные на других уроках, как материал для обобщения и развития знаний школьника с информационной точки зрения.

Информационный подход – это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, то есть конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А на первом плане нашего внимания непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т. д.

С этой позиции ни на одном уроке в общеобразовательной школе информация не рассматривается. Ни одна школьная дисциплина ничего не говорит об информации и знаниях, об отношении этих понятий между собой. Ни на каком другом уроке, кроме информатики не говорится о роли информации в существовании, управлении и развитии систем различной природы (общественных, технических и природных), об особенностях сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации с помощью электронных средств (компьютеры, глобальные сети и пр.)

На уроках информатики учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

В начальной школе дети с удовольствием выполняют несложные проекты в группе и часто совершенно самостоятельно (в процессе выполнения несложных заданий) интуитивно осваивают дополнительные приемы и операции. Этому способствуют психологические особенности восприятия, памяти и поведения ребенка 8-10 лет. Часто младшему школьнику достаточно один раз посмотреть «как это делается», и он без особых усилий воспроизводит эти действия.

Дети легко запоминают действия учителя в процессе демонстрации чего-либо на экране компьютера (электронной доске) и визуально осваивают многие операции и способы деятельности с экранными объектами (с символами, словами, абзацами, графическими примитивами, связанные с выделением, изменением цвета, вставкой рисунков и т.д.) В дальнейшем обучении, при возможности поработать самостоятельно, дети активно применяют «умения», полученные «визуально».

Учитель начальной школы для проведения компьютерного практикума может привлекать учащихся старших классов или учителя информатики.

 

Особенности проведения уроков для учителя информатики

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Нормальное развитие личности в этом возрасте (по Эриксону) характеризуется трудолюбием, стремлением к познанию и достижениям, развитыми познавательными и коммуникативными навыками.

Аномальное развитие личности характеризуется чувством (комплексом) неполноценности, слабостью трудовых навыков, избежанием трудностей и соревнований, стремлением подчиниться кому-либо или чему-либо. Формы психики и их особенности, которые характеризуют нормально развитого ребенка в старшем дошкольном возрасте и в первом классе представлены в таблице 1 (см. Приложения).

Развитие мышления в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления превращает восприятие и память в регулируемые, произвольные процессы.

Развитие идёт от преимущественно конкретного мышления в первом классе к умению осуществлять формальные операции, связанные с развитием способности к обобщению, абстрагированию.

Понятийное мышление

Особую роль в формировании у учащихся младших классов представлений и понятий играет работа над выделением признаков, предметов, объектов.

Важно научить детей отличать в объекте не только яркие, внешние признаки (которые сами бросаются в глаза), но и находить существенные признаки, без которых он не может быть подведён под данное понятие, которые выражают его сущность, отличают от других.

Критерием овладения понятием является умение правильно использовать в речи. Третьеклассники должны уметь соотносить объёмы понятий, устанавливать иерархию понятий, отношение понятий.

Мыслительные операции

Формирование понятийного мышления идет через развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Анализ - мыслительная операция, представляющая собой мысленное расчленение целого на его составные части, отдельные признаки.

Дети овладевают умением выделять и устанавливать такие связи между понятиями, порядок следования, противоположность, часть и целое, функциональное отношение и причинно-следственные. Причём в последнем учащийся младшей школы проще находит связь от причины к следствию, нежели наоборот. Он не может анализировать следствие и находить причины, которые приводят к указанному факту.

Синтез – умственная (мыслительная) операция, обратная анализу, представляет собой мысленное объединение частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.

Младшему школьнику проводить анализ легче, чем синтез. Синтетическая деятельность в младшем школьном возрасте развивается от простого суммирующего (например, перечисление растений, животных) до системного (например, перечислять элементный состав названных систем и называть отношения между элементами.

Сравнение - мыслительная операция, представляющая собой установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Младшему школьнику при сравнении малоизвестных предметов легче найти различия, а при сравнении хорошо известных объектов - сходства.

Классификация - распределение объектов по классам, при котором каждый класс имеет свое постоянное место.

Классификацию проводят только по одному основанию. Произведенная классификация по существенным признакам - основная, по несущественным - вспомогательная.

Обобщение - объединение существенных и несущественных признаков, связей, отношений, предметов и явлений.

Развитие навыков обобщения идет от широкого (например, растения, компьютеры) ко все более дифференцированному (например, комнатное растение, персональный компьютер).

Развитие внимания.

В начале обучения в школе у ребенка ведущим видом внимания является непроизвольное внимание. Ребенка привлекает все яркое, необычное, новое. Управлять своим вниманием ребенок еще не умеет, не может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, трудном. В процессе обучения у детей начинает формироваться произвольное внимание, это активное внимание, оно регулируется волевым усилием. Высшей ступенью произвольности внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями.

В учебном процессе произвольность внимания, поведения выражается в умении четко следовать указаниям учителя, образцу, сосредотачивать внимание на неясном, непонятном, прикладывать волевое усилие для достижения далекой цели.

В процессе обучения у детей развиваются свойства внимания: объем, распределение, устойчивость, переключение.

Объем внимания у младшего школьника небольшой, ребенок не может удержать в поле внимания такое количество объектов, как может взрослый.

Распределять внимание между различными видами деятельности младшему школьнику трудно. Ребенок сбивается, если одновременно слушает объяснение учителя и выполняет задание в тетради.

Характерной чертой внимания младшего школьника является его неустойчивость, легкая отвлекаемость. Долго выполнять какую-либо работу младший школьник не может - начинает заниматься другими делами. Поэтому виды деятельности должны чередоваться, быть разнообразными.

В процессе обучения в школе учащимся становится легче быстро переключать внимание с одного объекта на другой, поначалу они это делают с трудом.

Развитие памяти.

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

Ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память.

Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путём механического повторения, без осознания смысловых связей.

Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ещё плохо владеет речью, ему легче заучить всё, чем воспроизводить своими словами. Дети ещё не умеют организовывать смысловое запоминание, не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запоминается быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.

Таким образом, в процессе обучения происходит следующая динамика в развитии памяти: запоминание становится осмысленным, произвольным в силу формирования самоконтроля. Дети овладевают приемами запоминания (от многократного прочитывания всего материала к чередованию прочитывания с воспроизведением), делением текста на смысловые части, соотнесением, сопоставлением частей текста.

Первоначально младшие школьники легче запоминают наглядный материал. Постепенно в процессе обучения, возрастает роль словесно-логического запоминания. При запоминании словесного материала дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные объекты (понятия).

Организация учебной деятельности

В связи с постоянным обновлением знаний в области информатики, эффективным методом обучения стандартным видам деятельности можно считать поэтапное формирование умственных действий учащихся в процессе обучения. Выделяется пять основных шагов:


«рассказать»,
«показать»,
«сделать вместе»,
«понаблюдать»,
«уйти с дороги».

Подробнее все вышесказанное представлено в таблицы (см. Приложение, таблица 2).

Организация процесса усвоения понятий

Наиболее актуальным является вопрос, связанный с процессом усвоения понятий. В начальной школе мы не говорим с детьми о понятиях и поле понятий, а осуществляем целенаправленное первичное формирование представлений об объекте, его признаках и действиях, о слове и числе, как объектах внимания, познания, сравнения, анализа и т.д. Это позволяет постепенно подвести школьника к осознанию понятия и всех функций понятия, о чем целенаправленно будет идти речь в пятом и шестом классах.

Для информатики характерно введение на каждом уроке от 3 до 5 новых понятий. Усвоение знаний о мире происходит через восприятие, осознание и запоминание. Соответственно процесс усвоения школьником новых понятий происходит как бы в три этапа (I этап – понимание, II этап - осмысление, III этап – использование).

Этапы
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ:
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА:
1 этап:понимание нового понятия
Употребляет термин (понятие) при объяснении нового материала
Термин (понятие) в пассивном словаре школьника. Дети не оперируют с термином - только понимают его значение.
2 этап:мысленное (пассивное) использование
Дает устное или письменное упражнение: опознать и выделить обозначаемые данным термином явления из ряда других
Опознают, выделяют, обозначаемые данным термином явления, подбирают общие понятия к частному примеру
3 этап:активное использование понятия
Дает упражнение на подбор общего понятия к предъявляемому частному примеру
В процессе выполнения упражнений термин переводится из пассивного словаря в активный

Реализация этого процесса идет через формирование умений обобщать понятия, ограничивать понятия, классифицировать их и пр., то есть на основе целенаправленного анализа объекта исследования, (его модели), выделяется существенное и несущественное, что обобщается, а затем на основе общего способа решаются частные задачи.

Так, на примере частного случая дети выделяют существенные признаки линейных алгоритмов, затем применяют как способ при создании других алгоритмов.

Приложения:

Иллюстрация к способам деятельности на уроках

Таблица 2

№ шага
Название
Содержание деятельности учителя
Действия учителя
Действия учеников
1
Инструктаж
Сообщение, информация
рассказывает, показывает, знакомит с новой информацией, периодически задает вопросы на понимание "кто понял, о чем речь", "поняли", "все поняли", "кому не понятно", следит за реакцией учащихся, их вниманием
сидят, слушают, смотрят, стараются понять смысл сказанного, периодически поднимают или нет руку, отвечают на вопросы, заданные учителем
2
Смотрите, как это делается
Приводит примеры из личного опыта или практики
рассказывает, показывает, задает вопросы типа "кто это уже слышал", "где слышал", "пробовал делать сам" "можешь повторить действия или рассказать товарищу, как делать" и т.п; следит за реакцией учащихся
сидят, слушают, смотрят, отвечают на вопросы, приводят или не приводят примеры
3
Попробуй сам
Формулирует задание (что нужно сделать), выдает инструкцию (устно или письменно)
инструктирует, как выполнить задание, какой результат нужно получить; сколько времени дается на выполнение задания; задает вопросы: "все ли поняли, что нужно сделать", "всем ли ясно, какой результат надо получить", "кто не понял"; следит за деятельностью учащихся, оказывая им необходимую помощь по мере надобности
слушают или читают инструкцию, стараются понять, отвечают на вопросы учителя, уточняют, что от них требуется; выполняют задание
4
Делай сам
Ставит всем одну и ту же задачу
уточняет, "всем ли понятны условия задачи", "кто не понял", "кто не знает, как выполнить", сообщает, какие критерии оценки выполненного задания, сколько времени отводится на выполнение; наблюдает за деятельностью учащихся; объявляет оценку (колич. либо качественную) и обосновывает ее
самостоятельно выполняет задание, в случае необходимости просит помощи; сообщает о выполненном задании, комментирует полученный результат, соглашается или не соглашается с оценкой
5
Покажи, на что способен
Дает индивидуальное задание
наблюдает за действиями учащихся;отвечает на вопросы уточняющего типа; оказывает помощь сам, либо предлагает, чтобы ее оказал более сильный ученик; в случае, если поступает просьба; в случае, если это предусмотрено; выдает дополнительный справочный материал; спрашивает "как ты сам ее оцениваешь", затем оценивает (количественно или качественно), обосновывает ее, выставляет оценку; подводит итоги
читает задание, задает вопросы по уточнению задания, выполняет его, обращается за помощью в случае необходимости, просит необходимый для работы дополнительный справочный материал; старается самостоятельно оценить свою работу, продумывает форму представления результата; защищает свою работу; соглашается или не соглашается со своей оценкой, аргументирует несогласие




Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_6.htm
Категория: Курс информатики в начальной школе | Добавил: kem367 (24.02.2009)
Просмотров: 12912 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: