Суббота, 18.05.2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Кондратович Е.М.

Меню сайта
Категории каталога
Курс информатики в начальной школе [16]
Цели, задачи, содержание курса информатики в начальной школе
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Курс информатики в начальной школе

Курс информатики в начальной школе.Как обеспечить эффективность одночасового обучения
IV. Как обеспечить эффективность одночасового обучения
Один учебный час (35-40 минут) в неделю – это бесконечно малое время, для того, чтобы освоить такую дисциплину, как информатика, включающую в себя теоретическую и практическую составляющие. И тем не менее – это возможно. Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности обучения информатике в начальной школе при одночасовом курсе показали, что добиться устойчивых положительных результатов можно, если соблюдать определенные условия обучения. Залог успеха заключается в опоре на учебный материал других дисциплин, изучаемых младшим школьником по 5-6 часов в неделю плюс домашние задания и в особой форме организации и проведения урока.

Опора на учебный материал других дисциплин.

Как показывает практика и специальные исследования, недопустимо дублирование учебного материала других уроков. Например, тема «Алфавит».

Это тема одного из уроков русского языка. Казалось бы, что нового можно добавить на уроках информатики об алфавите? Да, алфавит это все буквы, расставленные в определенном порядке. Дети это знают и знают алфавит.

В чем же заключаются особенности изучения этой темы на уроках информатики? Рассмотрим это на одной из конкретных тем. Например, на теме «Алфавит».

Дети уже знают, что такое алфавит и могут назвать все буквы в алфавитном порядке. Следовательно, нет необходимости объяснять это детям и можно приступить к новому материалу, суть которого в использовании алфавита для удовлетворения разного рода информационных потребностей, в частности – в информационных технологиях. Но не все сразу, действовать следует постепенно и осторожно с учетом психологических особенной младшего школьника. Что он про алфавит не знает? Он не знает, что у каждой буквы есть порядковый номер и что с помощью порядкового номера можно зашифровывать, кодировать сообщения. Это интересно, ново и необычно. Удалось заинтересовать.

Налицо особенный, отличный подход к тому же объекту изучения – алфавиту. Особенность подхода можно и не озвучивать, не тратить на это драгоценное урочное время – дети интуитивно понимают, что это не русский язык, и не математика, а информатика. Кроме того, возникает интуитивное ощущение органической связи всего со всем: математики и русского языка (буква и порядковый номер буквы), реальной жизни и учебы (кодирование сообщений).

Форма организации и проведения урока.

Итак, у учителя информатики всего 35-40 минут в неделю на изучение учебного материала информатики (надо еще учесть, что первые 5 минут урока – оргмомент).

О том, что успешное освоение учебного материала информатики возможно лишь при условии опоры на учебный материал других уроков – это понятно. Но для того, чтобы что-то успеть активно опираясь на материал других уроков, учитель должен обеспечить чрезвычайно высокий темп урока.

Это возможно, но накладывает на ход проведения урока особые, жесткие требования:


учитель должен четко понимать, что он должен дать на данном уроке;
на какие знания и особенности ребенка он может опираться;
иметь четкий, тщательно выверенный план урока и не отклонятся от него, так как времени очень мало, но иметь дополнительный дидактический материал для организации индивидуального подходя к особо одаренным и наоборот, к детям с замедленной реакцией на происходящее на уроке.

Учитель должен осознанно разработать для себя на основании конкретных условий в данной школе четкую структуру урока, которую строго отслеживать из урока в урок. Это позволит ему сэкономить драгоценные минуты урока и не отвлекаться на лишние оргмоменты. Дети на первых уроках должны освоить эту структуру, понять и усвоить приемы и обозначения в учебниках, какой знак что обозначает и четко знать, что на уроке информатики идет за чем.

Необходимость приучить к жесткому «распорядку» накладывает особую ответственность на проведение первых уроков информатики. Дети быстро схватывают и усваивают особенности каждого урока. Они должны знать и понимать, что урок информатики – только один в неделю и можно позволить себе один раз в неделю 30 минут прожить в напряженном режиме, если хотим получить результат.

Опыт показывает, что дети легко принимают этот «напряженный» режим проведения урока информатики. Учитель тоже легко справляется с этим, если готов у уроку. Обычно интерес детей к уроку на самом высоком уровне именно благодаря четкости и интеллектуально-организационной напряженности проведения урока.

На уроке информатики, в условиях жесткого режима проведения урока явно проявляется (во все полноте) насколько тот или иной ребенок владеет общеучебными умениями и навыками.

Не следует уделять на уроке особого внимания на проявления отсутствия общеучебных умений. Ребенок сам это видит и понимает.

Доброжелательный разговор во внеурочное время необходим. Не успел выполнить предыдущее задание – оставь, попытайся включиться в следующее. Либо предусматривать для таких детей особый режим, особые задания. Это неудобно и дополнительная забота, но это необходимо.

Жесткая структура урока не предполагает «тупого» повторения из урока в урок одних и тех же игр, физкультминуток и т.д. В арсенале учителя должно быть немало вариантов различных игр и эстафет, стишков и упражнений, которые отрабатываются и используются в «цикле». Например, на одном занятии дети знакомятся с новым вариантом игры или эстафеты, с новым набором упражнений. Используют их на двух-трех уроках и затем осваивают новые. Но дети должны чувствовать структуру урока и ждать, что пришло время игры, эстафеты или время решения информационных задач. То есть в рамках определенной структуры содержание варьируется в соответствии с темой урока. В приложении и в методических рекомендациях к урокам приведены возможные варианты игр, эстафет и физкульминуток.



Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_11.htm
Категория: Курс информатики в начальной школе | Добавил: kem367 (24.02.2009)
Просмотров: 832 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: