Суббота, 18.05.2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Кондратович Е.М.

Меню сайта
Категории каталога
Курс информатики в начальной школе [16]
Цели, задачи, содержание курса информатики в начальной школе
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Курс информатики в начальной школе

Курс информатики в начальной школе. Обязательный минимум содержания
III. Обязательный минимум содержания
Образовательный стандарт устанавливает уровень предъявления материала учащимся, обеспечивающий реализацию задач обучения в максимальном объеме.

1. Первый этап – пропедевтический

Цели и задачи пропедевтического этапа реализуются через организацию учебно-познавательной деятельности школьников по следующим содержательным линиям:

“Основы информационно-логической культуры мышления”. Отражает цели раз-вития психологических свойств и качеств личности ребенка, формирует наиболее зна-чимые свойств мышления: самостоятельности, гибкости, устойчивости, способность к абстрагированию, обобщению, классификации и систематизации. Эта содержательная линия как самостоятельная выделяется только на пропедевтическом этапе.

“Информация и информационные процессы”. Формирует представление об ин-формации как отражении объективной действительности, об информационной картине мира, об информационных процессах.

“Алгоритмизация и программирование”. Формирует начала операционного мыш-ления, представление о назначении, разработке и использовании алгоритмов.

“Информационные технологии”. Направлена на получение первичных навыков пользователя, формирует представление о компьютере как средстве обработки, хране-ния и передачи информации.

1.1. Содержательная линия “Основы информационно-логической куль-туры мышления”

Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:

получить представление

об истинных и ложных суждениях;
о простейших схемах логических рассуждений;
о множествах и операциях над ними (объединение, пересечение, вложенность);
о логических операциях “И”, “ИЛИ”, “НЕ” и их связях с операциями над множествами;
о логических задачах на простейшие умозаключения с опорой на предметную область;
о логических задачах различных типов (лабиринтных, комбинаторных, на использование выигрышной стратегии);
о графах, используемых при решении логических задач;
о систематизации и классификации;
о модельном представлении сложных объектов в виде комбинации простых элементов;

познакомиться

с понятиями “суждение” и “умозаключение”;
с понятиями “истина” и “ложь”;
с назначением логических связок “И”, “ИЛИ”, “НЕ”;
с понятиями “множество”, “элемент множества”;
с правилами логического вывода умозаключений;
с понятиями “граф”, “вершина графа”, “ребро графа”;

научиться использовать

элементы формальной логики при решении логических задач и построении про-стейших умозаключений;
графы при решении логических задач;

самостоятельно осуществлять

решение логических задач на простейшие умозаключения с опорой на предметную область;
решение лабиринтных и комбинаторных задач, а также задач на поиск выигрышной стратегии;
решение задач на определение соотношений между множествами (пересечение, объединение, включение, независимость);
классификацию объектов по их признакам, действиям, назначению;
описание сложных объектов по их составным частям.

Содержание учебного материала

Элементы формальной логики. Понятия. Суждения. Умозаключения. Истина и ложь. Логические связки “И”, “ИЛИ”, “НЕ”.

Целое и часть. Множество, элемент множества, конечное, бесконечное, пустое множество. Подмножество. Задачи на определение отношений между множествами с использованием графического представления этих отношений.

Задачи на простейшие умозаключения с опорой на предметную область. Комби-наторные задачи, лабиринтные задачи. Решение задач с использованием графов, по-строение графов с ориентированными ребрами, определение путей в графах.

Классификация объектов по различным признакам. Выбор признаков классифи-кации. Задания на развитие внимания, памяти, наблюдательности, способностей к ана-лизу, синтезу, обобщениям, абстрагированию.

 

1.2. Содержательная линия “Информация и информационные процес-сы”

Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:

получить представление

об информации как отражении объективной действительности;
о различных способах представления информации;
об информационных процессах получения, хранения, обработки и передачи информации;
о компьютере как универсальном средстве работы с информацией;
о значении и областях применения компьютера;

познакомиться

с понятиями «информация» и «информационный процесс»;
с конфигурацией компьютера и назначением его основных частей;

научиться использовать

клавиатуру и манипулятор мышь при управлении работой компьютера;

самостоятельно осуществлять

анализ отдельных явлений окружающего мира с информационной точки зрения.

Содержание учебного материала

Понятие информации. Информация в нашей жизни. Многообразие форм инфор-мации (рисунки, тексты, звуки, запахи и др.) и способов ее обработки.

Осознание человека в окружающем мире через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые ощущения). Сигналы и их воздействия на органы чувств. Хранение информации человеком. Анализ информации. Способы передачи информации человеком. Общение как информационный процесс.

Понятие о кодировании информации. Способы кодирования: знаки, буквы, гра-фические обозначения.

Компьютер как универсальное средство работы с информацией. Назначение и взаимосвязь его частей. Программный принцип управления компьютером.

 

1.3. Содержательная линия “Алгоритмизация и программирование”

Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:

получить представление

об исполнителе и системе команд исполнителя;
об алгоритме и его свойствах;
о способах записи алгоритмов (словесный, язык блок-схем, алгоритмический язык);
об основных типах алгоритмов (линейных, разветвляющихся, циклических);
о вспомогательных алгоритмах;
об информационных моделях;

познакомиться

с понятиями “алгоритм”, “ветвление”, “цикл”;
с принципом формального исполнения;
с примерами формальных исполнителей;
с понятием “информационная модель”;

научиться использовать

системы команд исполнителя для описаний алгоритмов;
различные способы записи алгоритмов (словесный, язык блок-схем, алгоритмический язык);

самостоятельно осуществлять

разбиение процесса решения учебных задач на отдельные шаги;
запись алгоритмов с использованием ветвлений и циклов;
описание информационной модели знаковыми и графическими средствами.

Содержание учебного материала

Формальные исполнители: среда, система команд, отказы. Понятие алгоритма. Примеры алгоритмов и исполнителей. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов (словесный – устный и письменный, с помощью рисунков, в виде блок-схем, на алгоритмическом языке). Разветвляющиеся алгоритмы.

Циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы. Этапы решения задач с помощью компьютера.

Информационные модели объектов и явлений. Моделирование исполнителей (в игровой форме). Определение алгоритма работы исполнителя по входным или выход-ным данным (метод “черного ящика”).

 

1.4. Содержательная линия “Информационные технологии”

Уровень предъявления материала обеспечивает учащимся возможность:

получить представление

о назначении компьютера, его составных частях, периферийных устройствах и их функциях;
о программном принципе работы компьютера;
о разнообразии компьютерных программ, о порядке их запуска;
об использовании компьютера для удовлетворения информационных потребностей;
о способах защиты информации;

познакомиться

с основными этапами развития компьютерной техники и историей развития средств передачи, обработки и хранения информации;
с назначением и основными командами текстового и графического редактора;
с понятием “компьютерная сеть”;
с возможностями электронной почты;
со средствами поиска информации в сети Интернет;

научиться использовать

простейшие приемы работы в текстовом редакторе по вводу и редактированию текста;
простейшие приемы работы в графическом редакторе по созданию и редактированию изображений;
основные элементы графического пользовательского интерфейса;
справочные системы компьютерных программ;

самостоятельно осуществлять

ввод и редактирование текста и графики;
работу с различного рода программами: тестирующими, обучающими, разви-вающими, тренажерами т.п.
обмен электронными письмами;
поиск информации в сети Интернет;
виртуальные путешествия с посещением музеев, выставок, библиотек;
деятельность в детских проектах в сети Интернет.

Содержание учебного материала

Техника безопасности, гигиенические правила работы с компьютером. Правила поведения в кабинете информатики.

Компьютер. Базовые операции по управлению компьютером. Структура файло-вой системы: устройства, папки, файлы. Компьютерные программы. Пользовательский интерфейс программ.

Простейшие текстовые и графические редакторы, тренажеры. Компьютерные программы, используемые при изучении других школьных дисциплин, для развития ло-гического и системного мышления, познавательных и творческих способностей школьников.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Сеть Интернет как средство общения. Электронная почта. Средства поиска информации в сети Интернет. Детские сайты, виртуальные музеи, выставочные залы, библиотеки, сетевые проекты.

 



Источник: http://bank.orenipk.ru/Text/t25_4.htm
Категория: Курс информатики в начальной школе | Добавил: kem367 (24.02.2009)
Просмотров: 1423 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: