Воскресенье, 05.05.2024, 04:16
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Кондратович Е.М.

Меню сайта
Категории каталога
Курс информатики в начальной школе [16]
Цели, задачи, содержание курса информатики в начальной школе
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Каталог статей

Главная » Статьи » Курс информатики в начальной школе

Курс информатики в начальной школе. Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе. 1 часть
XI. Информационные минутки на уроках информатики
в начальной школе. 1 часть                           
Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике" [11]. Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные минутки!), он будет учить детей "добывать" новую информацию.

Мы предлагаем основной формой проведения информационных минуток выбрать диалог, в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания "информационная минутка": минутка — это ограничение по времени (дети уже привыкли к минуткам чистописания, физкультурным минуткам и т.п.), информационная — мы узнаем новую информацию.

Как показывает опыт работы в базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа, школах № 3 и № 11 г. Чапаевска, проведение информационных минуток можно начинать даже с первого Класса, посвятив их расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера. По программе курса "Информационная культура" ребята получат сведения о назначении устройств ЭВМтолькопосле изучения информационных процессов (3-й класс), а оперировать названиями основных устройств и блоков персонального компьютера: "дисплей", "клавиатура" и т.п. учителю приходится с первых уроков. Устранить это противоречие мы предлагаем за счет содержательного наполнения информационных минуток, вводя их во втором полугодии, когда дети уже достаточно бегло умеют читать.

В базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа апробирован следующий вариант проведения информационных минуток.

В качестве основы для их проведения была взята книга В.Агафонова "Твой друг Компьютер" [1]. Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенным на определенные "порции", каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Таким образом, определилась тематика минуток ("Что может компьютер", "Дисплей — отважный капитан", "Чудо-принтер" и т.п.).

На первом уроке все школьники получили по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков — определенную "порцию" текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого была сделанная собственными руками (а это немаловажный фактор при работе с младшими школьниками) книжка, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Такая "порционность" информации (по сравнению с ситуацией, когда всем детям была бы закуплена такая книга) — положительный момент при работе с детьми: внимание концентрируется на конкретном устройстве, что обеспечивает более осознанное усвоение материала.

По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информационной культуры, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения (ведь мы уже читаем журналы для взрослых!), создаст дополнительную мотивацию.

Начав урок с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего урока.

Приведем примерное содержание информационных минуток.

Знакомимся с дискетой

(3-я четверть первого класса)

Информационную минутку целесообразно начать с диалога. Ребята должны, опираясь на личный опыт и знания, полученные на предыдущем уроке во время информационной минутки, ответить на вопросы:

• Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер?
• Где он применяется?
• Чем он помогает людям?

Учитель анализирует и обобщает (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентирует их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.

В конце беседы следует еще раз отметить способность компьютера хранить информацию и показать необходимость ее переноса с одного компьютера на другой (достаточно наглядно это можно сделать на примере игровых программ). Используя прием сравнения (с обычным бытовым магнитофоном), учитель говорит о том, что информация записывается на магнитные диски (дискеты). А чтобы прочесть информацию с таких дисков, необходимо дополнительное устройство, которое называется дисковод (подобно магнитофону, который считывает информацию с кассет). На этом этапе целесообразно провести лексический анализ слова "дисковод". .

Далее дети получают новую "порцию" стихотворения:

Вот,
Познакомьтесь — ДИСКОВОД!
Если с дисководом дружен—
То и справочник не нужен:

В упаковке, как конфета,
Быстро вертится дискета —
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!

Там веселых игр десятки
Друг за другом, по порядку!

Беседу о дисководе (при наличии времени на этом или следующем уроке) можно продолжить по следующему плану.

• Наверное, вас очень интересует вопрос, сколько же информации можно уместить на такой дискете? Вот посмотрите внимательно, я принесла один том детской энциклопедии "Все обо всем" (это может быть любой знакомый детям школьный учебник). Так вот, на дискете уместятся примерно две такие книги (метод сравнения позволяет активизировать наглядно-образное мышление).

• В этой книге есть интересная статья, которая называется "Кто первым придумал алфавит?". Давайте вместе ее прочтем: "До изобретения алфавита человек, чтобы записать какие-либо события или передать сообщения, использовал рисунки..."

Ребята, мы ведь до сих пор иногда так поступаем. Вспомните дорожные знаки или знаки, запрещающие в заповедных лесах рвать цветы, ловить бабочек (можно вспомнить уже знакомое детям понятие "пиктограмма"). Продолжим... "Изображение нескольких антилоп могло обозначать "здесь хорошая погода". Например, рисунок ноги мог обозначать глагол "идти". Но проблема с подобным Письмом заключалась в том, что послание разными людьми могло быть понято по-разному. Постепенно этот метод изменялся. И египтяне были первыми, кто создал алфавит, включив в него 24 знака, обозначающие различные звуки. Это было приблизительно 3500 лет назад (очень-очень давно!).

• Ребята, а как же мы называем знаки, из которых состоит алфавит? (Буквы)

• И вот сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир, удивительную страну Букварию! (Логически последовательный переход к теме урока.)

Фотоаппарат с дискетой

(данную информационную минутку целесообразнее проводить, когда дети уже познакомились с информационными процессами и, в частности, с понятием информационного носителя (3-й класс).

Обращаясь к личному опыту учащихся (современные технологии создания фотографии сегодня доступны практически каждому — об этом говорит все возрастающее число фотосалонов), подводим их к выводу, что носителем информации является фотопленка:

• Ребята, вспомните, как вы провели прошлое лето. Что было интересного во время каникул? (Дети обмениваются яркими впечатлениями о лете.)

• Вы так хорошо помните события прошедшего лета! А если я попрошу вспомнить вас, что было 3—4 года назад? (По "смутным" воспоминаниям детей надо сделать вывод, что человеческая память недолговечна.)

• Как же поступают мамы и папы, чтобы оставить вам воспоминания о вашем детстве? (Ответы детей: фотографируют, записывают на видеокассеты и т.п.)

• Вот сегодня мы и поговорим о фотографии. Представьте, что будет, если любимая фотография потерялась? (Можно подвести к выводу, что это не так страшно, если сохранилась фотопленка с таким кадром.)

• И если вам очень понравится какая-то фотография (например, вы сфотографировались с обезьянкой в цирке), вы можете сделать несколько фотографий на память и даже подарить их бабушке с дедушкой и друзьям. Анализируя свойства фотопленки как информационного носителя, можно отметить, что для обеспечения сохранности информации с ней необходимо обращаться крайне бережно, что не всегда можно гарантировать (могут появиться заломы, пятна и т.п.).

Создав проблемную ситуацию, можно сообщить ребятам, что появились фотокамеры, в которых в качестве информационного носителя выступает дискета. О цифровой фотокамере "Mavika" от Sony подробно рассказывается на страницах журнала "Компьютерра" [6]. Однако сообщение не должно, по нашему мнению, содержать технические характеристики данного устройства (можно лишь отметить, что на одной дискете умещается порядка 40 снимков). Важно провести сравнительный анализ технологии хранения информации (показать преимущества дискеты и, может быть, недостатки) и получения самой фотографии. В ходе беседы необходимо акцентировать внимание детей на том, что для получения фотографии с дискеты уже не надо будет обращаться в фотосалон, а сделать ее можно будет на любом компьютере с принтером. Качество такой фотографии будет определяться возможностями принтера.

 

Категория: Курс информатики в начальной школе | Добавил: kem367 (24.02.2009)
Просмотров: 2647 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 natalia  
0
Для преподавания студентам педагогического колледжа МПИ

Имя *:
Email *:
Код *: